ИНТЕРВЬЮ С ЮЛЕЙ МАТВЕЕВОЙ

Unknown

Еще недавно, в горнолыжной и сноуборд лексике отсутствовало такое понятие как «фрирайд».
Уход за «флажки» не считался событием выдающимся, чем либо выделяющимся.
Просто одни предпочитали ухоженные трассы, другие срывались на бездорожье.
Катались все на типичных лыжах, вовсе не задумываясь над тем, что придет время и эти самые лыжи разделят горнолыжное общество по классам, направлениям и сектам.
Разделят своей геометрией на Запад и Восток, на Черное и Белое, на сладкое и соленое.

Но если задуматься над историей становления горных лыж, то стоит признать, что именно с внетрассового катания все и началось. По той простой причине, что трассы отсутствовали как таковые.
Дедушки, бабушки и прочие родители с приставкой «Про», во времена своей молодости и были теми самыми райдерами, к которым в полной мере можно приписать коротко и вполне емкое понятие “фри».
И что есть фрирайд в современном толковании? Пробуя не касаться коммерческо-индустриальной составляющей этого явления, я задал несколько вопросов человеку, чье мнение для меня является обоснованно авторитетным.
Профайл:
Матвеева Юля.
Участник программы
«Фрирайд с гидами»
Один из руководителей отечественной школы фрирайда «True Ski»

— Юль привет. На днях Школа фрирайда «True Ski» вылетает в Чили в рамках совместного проекта «Абсолютный фрирайд». Давай немного поговорим о вашем проекте. Кому в голову пришла такая светлая идея – организация школы фрирайд? Я правильно понял, что это именно школа?
— Для меня это – когда-то, давным-давно – Слава Рунич и Кирилл Анисимов, воплотившие идею Георгия Дубенецкого в жизнь. То есть, можно считать проект Фрирайд с гидами, из которого мы вышли, и есть первое образование подобного рода. Потом Слава и Кирилл занялись своими отдельными компаниями, я и Гоша присоединились к Славе, который вел программу «Фрирайд с гидами», а мы больше занимались «Школой фрирайда».

— Как давно существует школа и кто ее идейный вдохновитель?
— Проект TrueSki официально существует с прошлого года, что в то же время нам не помешало полноправно отмечать в этом году десятилетие «Фрирайд с гидами», преподавателями которого мы являемся с 2004 года.

— Как и любая другая школа, Ваша должна базироваться на опыте и знаниях учителей. В нашем понимании гидов. Кто эти люди? Расскажи о них подробнее.
— Я и Гоша катаемся на лыжах с детства. Катаясь на Чегете, из сезона в сезон, сами того не ведая, мы оттачивали технику, которую сейчас можно назвать техникой фрирайда. Нас ей никто не учил. Все происходило методом проб и ошибок, в процессе жизни. Всегда хотелось, чтобы следующие люди, интересующиеся свободным спуском с гор, не шли такой длинной дорогой, как мы. Таким образом, мы стали преподавателями Школы. Делимся опытом и ускоряем процесс обучения.

— Включаете ли вы в свой проект новых гидов? Если да то, какие требования вы предъявляете к претендентам?
— Требования очень высокие. И по человеческим качествам и по уровню мастерства, и самое главное – умении передать свои знания другому, трудно найти партнеров, с которыми комфортно будет работать. Мы очень рады, что с нами Дима Лахмотов, мастер спорта по могулу, лыжник с многолетним опытом катания. После сезона стажировки, я могу с радостью сообщить, что теперь у нас трое преподавателей!

— Немного о географии ваших программ. Насколько я понял, вы начинали с Приэльбрусья? А сейчас, в отличие от многих школ, вы не базируетесь на одном месте и предлагаете вашим ученикам абсолютно разные горы, условия и снег? Если да, то, как я полагаю, ты считаешь этот вариант наиболее универсальным и интересным? Или все же есть « Домашняя поляна»?
— Да, но все равно, мы считаем Чегет своей домашней горой. Несмотря на все неприятности, которые там происходили в этом сезоне, Гоша до конца апреля оставался там и катался с теми, кто каким-то чудом попадал в Приэльбрусье.
Мы стараемся делать несколько выездов за сезон. Традиционно мы начинаем с Шерегеша, затем это одна-две поездки в Европу, весна – Норвегия, лето – на противоположную сторону Земного шара. Но параллельно Школа Фрирайда на Чегете будет существовать, пока гора стоит на месте…

— Про ваших учеников и про людей, которые приходят в вашу школу. Кто они?
— Наши ученики, это люди, которые любят горы, прежде всего. Уровень мастерства у всех разный, но их объединяет желание совершенствоваться, конечно.

— Правильно ли я понял, что основное ядро учеников уже образовалось?
— Да, мы считаем, что так. Но ученики вырастают и катаются сами, приходят новые, образуют ядро – и так далее по кругу. Все они становятся нашими друзьями. Именно поэтому мы и являемся Клубом. Это название нам больше всего подходит.

— И опять о требованиях. Но теперь о требованиях к желающим записаться в вашу школу. Вы открыты для всех? Или все же есть ограничения? Как и по какому признаку, Вы отбираете людей для ваших поездок?
— Не всегда есть возможность работать с людьми, вообще не стоявшими на лыжах. На Чегете у нас есть инструктора, которые сотрудничают с нами, ставят или подтягивают технику, и через несколько дней катальщик уже может присоединиться к группе. В большинстве случаев – уже может. Если нет, то на следующий сезон. Но в поездках заграницу, когда мы сразу, в Москве, формируем хотя бы примерно группы по уровню катания, мы не можем взять совсем начинающих по объективным причинам. Это все-таки индивидуальная работа.

— Вопрос безопасности. Фрирайд, как не крути, является внетрассовым катанием. И потому предъявляет к вам, как к руководителям особые требования. Вы отвечаете не только за уровень преподавания, но что самое важное – за безопасность участников. Организуете ли вы отдельные занятия, связанные с лавинной безопасностью, правилами поведения в больших горах, навыками работы с специальным снаряжением?
— Да, обязательно. Перед выходом на гору все участники обеспечиваются лавинным датчиком — бипером, мы показываем, как им пользоваться. Проводим практические занятия — закапываем датчик и рассказываем, как правильно и быстро искать. Помимо бипера у участника должна быть лавинная лопата и пара щупов на группу. Современные противолавинные рюкзаки с ABS сейчас появились у многих. Думаю, в следующем сезоне их станет еще больше…

— Понятное дело, что подобная школа не может существовать без определенного спонсорства. В данном случае технической поддержки. С кем вы плотно работаете, и кто является вашим техническим и информационным спонсором?
— Мы рады сообщить, что у нас новый спонсор, компания Амер-спортс! Мы будем кататься на лыжах Atomic, носить Suunto и Arcteryx. Команда TrueSki вышла на новый качественный уровень поддержки, можно сказать 😉
Нас и о нас информацию можно найти на сайтах: trueski.ruexpertski.ru и в facebook

— Последнее время, много копий ломается вокруг понятия «фрирайд». Одних уносит в «беккантри». Другие ассоциируют с исключительным паудером, Третьи оперируют к Офф пист. Что для вас означает это понятие?
— Для нас это понятие – катание по всему, что есть под ногами. Паудер – это подарок! Настоящих паудер-дней может быть за сезон 3 или 5.. Не важно сколько, но их мало. Наша задача обучить человека приспосабливаться под любое покрытие: наст, бугры, паудер, корка, лед и прочие радости жизни. Чтобы уметь по этому всему кататься, надо: во-первых кататься, а во-вторых – кататься с правильными людьми.

— И вот еще вопрос. Кто вы вне школы? Работа, увлечения, дополнительные интересы?
— Гоша работает в Альпиндустрии, консультирует и продает горное снаряжение. У Димы – рекламное агентство – полиграфия и веб-разработки. Я – занимаюсь всем понемножку – координирую существование нашего проекта и немного дизайном промышляю.

— Спасибо тебе за ответы, и не удержусь еще от одного вопроса. Если откроете в вашей школе телемарк, возьмете в штат?
— Конечно! Это будет новое слово просто! И выгодно отличит нас от других компаний;-) Будем рады!